«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей


Белоснежка и гномы. Конспект логопедического занятия для учеников 1-го класса

27 ноября, 2006 Рубрика: Вернисаж Рощенко А.Г.

Рощенко А.Г., учитель-логопед Яйской общеобразовательной школы № 1, пос. Яя, Кемеровской обл.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
• Развитие мелкой моторики рук, внимания.
• Обучение:
- образованию новых слов-действий при помощи приставок и суффикса -ся-.
- дифференциации глаголов с приставками.
• Воспитание интереса к сказкам.

ОБОРУДОВАНИЕ
1. Предметные картинки.
2. Прищепки, картинка с изображением спящего гнома.
3. Ромашка.
4. Сюжетные картинки.
5. Магнитофон, музыкальная запись.
6. Картинки для сравнения.
* * *
Организационный момент
Логопед. Сейчас я буду называть вам разные предметы, а вы придумаете действия, которые можно с ними выполнять: лопата, молоток, лейка, нож, сумка и т.д. Покажите эти действия.
Ученики выполняют задание.
Сегодня мы повторим слова-действия. Будем учиться образовывать новые слова. Вспомним сказку «Белоснежка и семь гномов».
Пальчиковая гимнастика
Логопед. На полянке спит гномик. Он проспал весь день. Давайте его разбудим. Четко произносим слова и тренируем пальчики.
Ученики (сжимают и разжимают пальцами прищепки)
Гномик, гномик любит спать,
Гномик, гномик лег в кровать,
Гномик, гномик спит весь день,
А работать ему лень.
Подбор глаголов совершенного
и несовершенного вида
Логопед. Белоснежка убежала от злой мачехи и поселилась у гномов. Заглянем в их домик и посмотрим, чем заняты гномы. Один гном выполняет работу, а другой уже выполнил. Один гном одевается, а другой уже оделся. Продолжайте дальше сами.
Ученики. Умывается - умылся, гладит - погладил, рисует - нарисовал, поливает - полил, чинит - починил, убирает - убрал, вешает - повесил, пишет - написал, красит - покрасил, строит - построил, рубит - срубил.
Образование глаголов с приставками
Логопед. На полянке у гномов растет ромашка, она поможет нам образовывать новые слова-действия. В середине ее - слово-действие, а на лепестках - маленькие части слов, и когда они соединяются со словом, образуется новое. Давайте научим гномов образовывать новые слова. Но будьте внимательны: не со всеми частями можно придумать слово, потому что таких слов не бывает.
Приставки: в, по, на, со, при, до, за, под, у, с.
Слова: нес, плыл, бежал, копал, шел, колоть, сеять, обедать, играть, петь.
Дифференциация глаголов
с приставками
Логопед. У гномов есть волшебное зеркало, которое показывает, что происходит у других сказочных героев.
Ученики работают с сюжетными картинками, употребляя глаголы с приставками.
Влетает - вылетает, наливает - выливает, подъезжает - отъезжает, залезает - слезает, подплывает - отплывает.
Составление предложений
Логопед. Решили гномы написать письмо гномам соседнего королевства. Только подобрать нужные слова в предложении не могут. Давайте им поможем.
Ученики договаривают слова и повторяют предложение.
С дерева листья … (слетают).
Птицы на юг … (улетают).
Пассажир из автобуса … (выходит).
Лыжник с лыжни … (сходит).
Мимо дома машина … (проехала).
Бабушка в гости … (приехала).
Физкультминутка
Логопед. А теперь отдохнем и потанцуем вместе с гномами.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Качаем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И бегаем толпой.
Ученики выполняют движения в соответствии с текстом.
Игра «Чем отличаются слова?»
Логопед. Загрустила Белоснежка, и гномики решили поиграть с ней в игру. Ответьте полным предложением, кто лечит, а кто лечится?
Ученики работают с сюжетными картинками.
Прячет - прячется, одевает - одевается, умывает - умывается, катает - катается, качает - качается.
Так чем же отличаются слова? Какой мы можем сделать вывод? Слова прячется, катается, качается обозначают то, что человек делает сам с собой, или действие, направленное на себя. Послушайте эти слова еще раз. Какая у них общая часть?
Употребление глаголов
с противоположным значением
Ученики сравнивают две картинки и называют слова, обозначающие действия одинаковых персонажей на обеих из них.
Итог занятия
Логопед. Что обозначали слова, которые мы употребляли?
Ученики. Эти слова обозначали действия.
Логопед. Как мы учились образовывать новые слова?
Ученики. Мы учились образовывать новые слова при помощи частей.
Список использованной
и рекомендуемой литературы
1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1999.
2. Пожиленко А.Е. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск