Зырянова Е.П., учитель-логопед, дефектолог ДОУ № 88, г. Каменск-Уральский, Свердловская обл.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
- Закрепление четкого произнесения звука [л] в слогах, словах, предложениях.
- Тренировка в различении на слух звука [л] среди других звуков.
- Развитие фонематического слуха, артикуляционной и мелкой моторики.
- Упражнение в согласовании местоимений с существительными.
- Формирование навыков речевого общения с игрушкой и друг с другом.
- Становление связной речи, речевой активности.
- Формирование готовности к самостоятельному выбору, решению.
- Воспитание культуры взаимоотношений.
МАТЕРИАЛЫ
1. Большой мягкий игрушечный слон.
2. Телефон, деревянная мини-песочница с песком, таз с водой.
3. Мелкие игрушки (колобок, пила, лопатка, лодка, весло, флажок, мыло, яблоко).
4. Картинки-символы для про-ведения артикуляционной гимнастики.
5. Индивидуальные зеркала, вырезанные из бумаги ласточки, полотенца.
6. Магнитофон, запись голоса педагога.
7. Кн.: Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись говорить правильно. М., 1973.
ПОДГОТОВКА
1. Отработка у детей правильной артикуляции звука [л], знакомство с его характеристикой.
2. Формирование понятий «согласный», «звонкий» звук.
* * *
Организационный момент
Дети стоят возле своих стульчиков в кабинете логопеда.
Логопед. Ребята, сейчас первыми сядут те, у кого в имени есть звук [л], а затем все остальные.
Садятся Мила, Лада, Слава, потом остальные дети.
Дети, какое время года наступило?
Дети. Весна.
Логопед. Кто прилетает к нам весной с юга?
Дети. Птицы.
Логопед. Вот и к нам на занятие прилетели ласточки. Покажите, как высоко ласточки летают.
Дети берут за ниточку ласточек, вырезанных из бумаги, и дуют на них.
Покажите руками и пальчиками, как махали птички крылышками, когда летели с юга.
Скрестив ладони тыльной стороной, дети имитируют движения крыльев птиц, опуская и поднимая кисти.
Как птички клюют зернышки?
Сделав указательным и большим пальцами «клювик», дети поднимают и опускают кисти рук над столом.
Какое гнездышко свили птички для своих птенцов?
Скрестив пальцы обеих рук ладошками внутрь, дети показывают действия.
Как птенцы раскрывают клювики, когда просят корм?
Подняв вверх «клювики», дети соединяют и разъединяют большой и указательный пальцы.
Артикуляционная гимнастика
Дети делают артикуляционную гимнастику перед индивидуальными зеркалами, слушая инструкцию логопеда и глядя на картинку-символ. Выполняются упражнения «Улыбка», «Труба», «Лопата», «Грибок», «Парус».
Игра «У меня зазвонил телефон»
Звенит звонок.
Логопед. У меня зазвонил телефон! Посмотрите, кто там звонит? (Убирает ширму.)
За ширмой обнаруживается игрушечный слон возле телефона.
Как вы думаете, это большой слон или маленький?
Дети. Маленький.
Логопед. А как можно назвать ласково маленького слона?
Дети. Слоник, слоненок.
Логопед. Какой слоненок?
Дети. Белый, добрый, красивый, мягкий.
Логопед. Слоник настоящий или игрушечный?
Дети. Игрушечный, с ним можно играть.
Логопед. Слоник прилетел на самолете. Покажите, как гудел самолет, когда летел.
Подняв широкий кончик языка за верхние зубы, дети длительно произносят звук [л], раскинув руки в стороны.
Какой звук получился?
Дети. Звук [л].
Логопед. Когда мы произносим звук [л], язык у нас широкий или узкий?
Дети. Широкий.
Логопед. Куда упирается кончик языка?
Дети. В мягкие подушечки за верхними зубами.
Логопед. Рот закрыт или открыт?
Дети. Рот приоткрыт.
Логопед. Губы сложены трубочкой или растянуты в улыбку?
Дети. Растянуты в улыбку.
Логопед. Звук [л] гласный или согласный?
Дети. Согласный, воздух встречает преграду - язык и зубы.
Логопед. Звук [л] глухой или звонкий?
Дети. Звонкий, потому что мы говорим голосом, и горлышко у нас дрожит.
Логопед. Давайте поучим слоненка говорить звук [л].
Дети по очереди произносят звук [л], передавая слоненка друг другу.
Игра «Будь внимателен, смотри, без ошибки повтори»
Дети хором и по одному повторяют за логопедом слоги и словосочетания.
Логопед (прикрывая рот экраном). Ла - ло, лы - лу, ла - ла - лу, лы - ло - ла.
Ла - ла - вот пила,
Ло - ло - весной тепло,
Лу - лу - стул стоит в углу.
Физкультминутка
Логопед
Головой кивает слон,
Дети, стоя, кивают головой вверх-вниз.
Он слонихе шлет поклон.
Поднимают и опускают руки, наклоняются вперед.
Игра «Угадай-ка»
Логопед предлагает детям хлопнуть в ладоши, если они услышат звук [л].
Голос логопеда, записанный на магнитофон. А, у, л, с, л, ба, ло, ты, лу, лак, дом, мак, лук, нос, кукла, пол, ландыш.
Игра «Песочница»
Логопед. Ребята, давайте поможем слоненку найти игрушки, которые он потерял, играя в песочнице.
Дети (находят в песке мелкие игрушки и отдают слонику). Слоник, я нашел твой флажок (молоток, колобок). Слоник, я нашел твою лопатку (пилу, лодку). Слоник, я нашел твое яблоко (весло, мыло). Слоник, мы нашли твои игрушки.
Помогая некоторым детям правильно строить фразу, логопед следит за четким произнесением звука [л] и правильным согласованием местоимений с существительными.
Логопед. Молодцы, ребята, наш слоник остался очень доволен. А теперь давайте все вместе вымоем и вытрем руки.
Заучивание чистоговорки
Логопед. Слоник устал и уснул. Пока он спит, мы разучим про него стишок.
Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он.
Дети проговаривают стишок хором. Потом те, кто его запомнил, рассказывают самостоятельно.
Итог занятия
Логопед. Ребята, давайте напомним слонику, какой звук вы сегодня старались произносить правильно. Это звук гласный или согласный? Глухой или звонкий? Куда поднимается и упирается язычок при его произнесении?
Дети отвечают на вопросы.