«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей

Активизация инициативной связной речи дошкольников с амблиопией и косоглазием средствами графического моделирования

23 сентября, 2005 Рубрика: Презентация опыта Лапп Е.А.

Лапп Е.А., ст. преподаватель ВГПУ, г. Волгоград

Коррекционно-воспитательная работа в специальном дошкольном учреждении IV вида для детей с амблиопией и косоглазием, включающая развитие связной речи, имеет два направления.
1. Формирование базы для речевой деятельности.
2. Самостоятельная речевая деятельность.
Реализация задач второго направления предполагает определенную этапность в работе:
- составление предложений разных конструкций;
- упражнение в диалогиче-
ской речи;
- упражнение в инициативной связной описательно-повествовательной речи.
Обучение составлению предложений и диалогической речи рассматривается нами как подготовительный этап к упражнениям в связной речи. Оно проводится по мере необходимости на индивидуальных и подгрупповых занятиях, и только иногда используется как часть группового занятия. Подготовительная работа включает также ряд развивающих речевых игр и упражнений, направленных на активизацию речемыслительной деятельности детей, закрепление навыков составления фразовых высказываний, формирование словесного творчества и чувства языка.
Все занятия по обучению инициативной связной речи разбиты на три группы: рассказы детей по восприятию, памяти, воображению. Они проводятся раз в неделю согласно примерному планированию (приложение 1).
Средства графического моделирования (схемы, предметные картинки, пиктограммы) для активизации инициативной связной речи используются при обучении:
- составлению описательного рассказа о единичных предметах;
- составлению рассказов из личного опыта, по серии картин, картине;
- рассказыванию (с элементами творчества).
Составление описательного рассказа о единичных предметах
При обучении детей описанию предметов решаются следующие основные задачи:
- развивается умение выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;
- формируются обобщенные представления о правилах построения рассказа - описания предмета;
- происходит овладение языковыми средствами, необходимыми для такого рассказа.
Задача развития у детей сенсорного восприятия, навыков элементарного анализа воспринимаемого предмета решается прежде всего на занятиях тифлопедагога.
На занятиях логопеда рекомендуются упражнения на узнавание предмета по описанию, обучение развернутому описанию предмета с включением различных признаков-микротем, сравнение предметов по основным признакам, упражнения на составление словосочетаний и предложений с учетом зрительного и тактильного восприятия предмета. Для упражнений используется материал лексических тем в соответствии с программой обучения и воспитания детей с амблиопией и косоглазием.
Сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа самого ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления. Кроме того, внутренняя организация такого сообщения не имеет жесткой структуры.
Прежде всего дошкольникам необходимо дать самые общие сведения о построении высказывания.
Если перед нами один предмет, то рассказ надо строить следующим образом: вначале отражаем все признаки предмета, которые видим и можем почувствовать, а затем вспоминаем и рассказываем все то, что знаем об этом предмете.
При разработке схемы создания описательных текстов мы опирались на естественно-генетический путь усвоения знаний о предмете через сенсорные каналы (зрительное, слуховое, тактильное восприятие). При этом первая часть модели включает соответствующую символику:
- через символ «глаз» дети учатся вычленять признаки цвета, формы, величины, места нахождения, способа передвижения;
- «рот» - вкусовые ощущения;
- «рука» - фактурные признаки предмета;
- «ухо» - способы обнаружения предмета.
Для обозначения логических признаков (отнесенности предме та к определенной группе) применяется «знак вопроса».
При организации действий с предметом по вычленению его признаков на занятиях тифлопедагога и воспитателя части плана располагаются слева направо.
Какой предмет по форме? (Круглый.) Как определить? (Посмотреть.) Какой на ощупь? (Мягкий.) Как определить? (Потрогать рукой.)
Подобная организация обеспечивает аналитическую деятельность, когда ребенок осознает канал обнаружения того или иного признака.
На занятиях логопеда опорные пункты плана располагаются справа налево, обеспечивая слияние отдельных характеристик в единое описание.
Посмотри: какой предмет по форме? Попробуй: какой предмет на вкус? Потрогай: какой предмет на ощупь?
Обучение описанию предметов проводится с использованием картинного плана, который позволяет систематизировать полученные знания, спланировать высказывание. План устанавливает последовательность, определяет содержание рассказа. Картинный план - это 6-8 карточек из картона размером 2013 см, каждая из них представляет признак предмета, о котором надо рассказать.
На занятиях по составлению описаний используются красочные игрушки, животные, птицы, растения (чаще в комплектах). Ребенку предлагается самостоятельно выбрать понравившиеся предметы. Сначала они сравниваются путем выделения отличительных исходных качеств. Ребенок должен внимательно рассмотреть предмет, выделить детали, обратить внимание на цвет, форму, величину, материал. Внимание детей направляется на выбор более точных определений, умение контролировать свою речь, точно соотносить предмет с его признаками. К работе можно привлекать кукольные персонажи, которые будут «интересоваться» рассказом ребенка. Это повышает эмоциональный настрой, побуждает к более детальному описанию.
С увлечением включаются дети в занятие, если оно начинается с вопроса-загадки.
Посмотрите и догадайтесь: для кого приготовлен корм? (Морковка, капуста, сухари, молоко.)
Подтвердив правильность ответа, педагог выставляет картинку с изображением кролика.
Поведение взрослого должно отличаться гибкостью, потому что картинный план позволяеткаждому дошкольнику находить свой вариант высказывания.
При использовании опорного плана речь логопеда сводится к минимуму. Он молча указывает на символическое изображение признака предмета. В случае за-
труднения для дополнения, исправления речи говорящего можно привлекать других детей.
При обучении составлению описательного рассказа используются следующие приемы:
- логопед дает образец рассказа, раскладывая карточки, а дети повторяют его;
- логопед описывает предмет, ребенок раскладывает карточки, потом повторяет рассказ;
- на полотне располагаются все карточки, кроме первой, логопед описывает предмет по плану-схеме, дети угадывают, что это, затем повторяют описание;
- логопед начинает описание, ребенок продолжает его по оставшимся карточкам;
- дети самостоятельно придумывают рассказ по плану, данному логопедом;
- ребенок сам раскладывает карточки и придумывает рассказ;
- игра «Карточка обиделась». От одной до трех карточек повернуты изображением вниз. Ребенок составляет описание предмета, включая в рассказ закрытые пункты плана;
- игра «Карточки разбежались». Логопед предлагает детям составить рассказ-описание, чтобы помочь Незнайке, от которого убежали все карточки. Детям приходится составлять описание, удерживая в памяти план рассказа.
В работе предполагается многократное повторение заданий логопеда, тифлопедагога и воспитателя, составления загадки-описания, описания предмета с по-
следующим рисованием.
Мотивация деятельности обеспечивается созданием проблемных ситуаций: Угадай предмет; Загадай-ка; Ты увидел котенка, уговори маму купить его, расскажи, какой он; Ты видел в магазине забавную игрушку, расскажи о ней по телефону другу, чтобы он представил ее себе. Речевую деятельность детей активизирует письменная речь (Ты расскажешь, а я запишу, и мы пошлем письмо Деду Морозу; Письмо-рассказ о празднике заболевшему другу), а также мотивация заданий (Расскажи, чтобы понравилось всем, все порадовались). Интерес детей к теме, их желание говорить зависят от учителя-логопеда, его манеры ведения урока, эмоциональности, умения поощрять детей свободно высказываться, не подавлять их речевую активность. Любую, даже неудачную попытку ребенка выразить свою мысль, необходимо поддерживать, тактично исправлять неточность. Успехи детей можно поощрять различными знаками: фишками, жетонами, флажками.
Составление рассказов
на темы из личного опыта
При составлении подобных рассказов дети должны научиться планировать свою речь, понимать предметные ситуации, выстраивать их в логической последовательности, делать графические зарисовки, опираться на схему, отображающую ход событий.
Только проанализировав ситуацию, в которой участвовал сам ребенок, он может воспроизвести характерные для нее события.
Детям предлагаются игры типа Как я собираюсь утром в детский сад; Покажите, как вы одеваетесь на прогулку. Логопед дает четкую установку: прежде чем рассказывать что-то из своего опыта, нужно мысленно нарисовать эпизод, который ляжет в основу рассказа. Таким «мысленным рисунком» (определенным набором предметов, их расстановкой) ребенок обозначает границы сюжета. «Мысленный рисунок» дает ему возможность понять, что такое эпизод, и осознанно представить основу повествования.
Как только дети начинают понимать важность соблюдения логики в рассказах, им даются более сложные задания типа Нарисованные истории. Детям, кроме рассказывания, приходится рисовать события, предметы, явления, точно и логично передавая содержание: лишь в таком случае рисунки «заговорят», будут понятны окружающим.
Используется и такой прием работы: дети рисуют или вкладывают готовые картинки в специально обозначенные на бумаге места, указывающие на логику последовательного изложения событий. Таким образом получается сюжетная основа для рассказа с алгоритмом: что было сначала, что дальше, чем закончилась история.
Особое внимание уделяется разработке специальных приемов обучения подобным рассказам. Для этого в течение дня дети ориентируются на запоминание текущих событий, их по-
следовательности. В свободное время им предлагается зарисовать случившееся, а вечером рассказать об этом друг другу, воспитателю, родителям, пользуясь рисунками.
Значительную помощь детям оказывает схематично представленный распорядок дня. Утром дети вместе с воспитателем планируют предстоящий день, обозначая условными картинками основные виды совместной деятельности и индивидуальных занятий. Дети запоминают ход событий, наблюдают за собой и друзьями, а затем дают словесное описание своих занятий.
Рассказы на темы из личного опыта целесообразно составлять после утренников, экскурсий, досуговых мероприятий, а также наблюдений во время прогулок, общественно-полезных дел и др. Рассказы составляются с опорой на образец педагога и предваряющий вопросный план. Используются коллективная форма составления, прием его дополнения другими детьми. При рассказывании на основе коллективного опыта можно применять рисунки самих детей, отражающие события из их жизни в ДОУ.
Обучение данному виду рассказывания проводится как на логопедических, так и на воспитательских занятиях, проводимых по плану логопеда. Крайне важно научить детей соединять в рассказе наблюдения за собой и действиями других. Это помогает уточнить, обогатить свой сенсорный и практический опыт, что положительно влияет на умение пересказа событий.
Составление рассказа по картине
Большие возможности для развития инициативной связной речи дошкольников с амблиопией и косоглазием дает сюжетная картина. Методика обучения строится с учетом отмечаемых у детей этой группы речевых нарушений, а также особенностей зрительного восприятия, психического и познавательного развития. Это касается специальной подготовительной работы, отбора и по-
следовательности использования иллюстративного материала, структуры занятий и приемов коррекции. Особое внимание уделяется методам, направленным на развитие внимания, зрительного восприятия, логического мышления.
Рекомендуются несколько видов занятий с картинным материалом.
1. Составление рассказов по многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета: Семья; Игры на детской площадке; Зимние развлечения и др. Такие картины позволяют составить короткие рассказы первоначально по отдельным фрагментам, что облегчает последующее составление связного рассказа-сообщения по всей картине.
2. Составление коротких рассказов-описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия, предметов, события, определяющих общую тематику: Ледоход; Река замерзла; Мост через реку и т.д. (О.И. Соловьева, В.А. Езикеева).
3. Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий по опорным вопросам: Спасаем мяч; Шар улетел и т.д. (Ф.А. Сохин, А.П. Усова).
4. Описание пейзажной картины. Дети называют время года, перечисляют предметы ландшафта в последовательности, определяемой их пространственным расположением, описывают объекты по вопросам: Как выглядит лес, река, берег, луг? Применяются направляющие вопросы-указания типа: А теперь расскажи о березках. Какие они? Также вводятся опорные картинки (приложение 2).
Чтобы научить дошкольников выделять главное и второстепенное в картине, вначале в качестве образца можно использовать готовый повествовательный текст. Основные приемы работы:
- формулирование вопросов к рассказу;
- упорядочение вопросов в план для пересказа;
- составление на фланелеграфе картины, отражающей содержание рассказа.
В результате дети понимают, какое событие, в принципе, главное. Им становится ясно, что для передачи сути необходимо проследить его во времени.
При обучении рассказыванию по картине используются следующие методические приемы:
- образец рассказа педагога;
- наводящие вопросы;
- предваряющий план рассказа;
- рассказ по фрагментам картины;
- коллективное сочинение рассказа.
Вначале дети упражняются в составлении краткого, а затем более развернутого рассказа целиком по наводящим вопросам; в дальнейшем переходят к составлению рассказа по подробному плану, предлагаемому педагогом.
Основные этапы работы с картиной
1. Определение состава картины, называние живых и неживых объектов, схематическое обозначение.
Кто больше назовет живых предметов? Кто больше назовет неживых предметов? (Дети соревнуются.)
Кто больше увидит? (Ребенок называет изображенные на картине предметы указанного цвета, назначения, сделанные из того или иного материала и т.д.)
Кто самый внимательный? (Используя картину, дети поочередно заканчивают предложение, начатое педагогом, нужным по смыслу словом.)
2. Нахождение связей между объектами на картине.
Расскажи, как связаны между собой объекты, которые я соединю линией.
Кто лучше запомнил? (Ребенок должен вспомнить, какие действия выполняют различные персонажи.)
Посредством пантомимы дети обыгрывают действия персонажей картины с последующим их проговариванием.
3. Исследование картины на полисенсорной основе.
Закрой глаза и представь, что ты попал в картину. Что ты слышал?
Пройди по картине. Дотронься до предметов, которые тебе попались на пути. Что ты почувствовал? Вдохни запах. Какие запахи ты почувствовал? Попробуй на вкус. Какие у тебя возникли вкусовые ощущения?
4. Копилка образных сравнений.
Скажи, что это за предмет? Назови другой такой же предмет.
5. Выстраивание временной последовательности событий на картине.
Выбери какого-нибудь героя. Придумай, что он делал раньше - до появления на картине, что будет делать потом.
6. Разные точки зрения.
Выбери какого-нибудь героя, войди в его состояние и опиши окружающие предметы или события с его позиции. Затем опиши того же героя в другом состоянии или другого героя в ином состоянии.
Работа по картине проводится на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Дошкольники учатся анализировать и обобщать содержание картины, у них формируется целостное и одновременно дифференцированное представление об изображенной ситуации. На групповом занятии дети уже справляются с подобным заданием: они могут логично, связно передать содержание, используя разнообразную лексику и сравнения.
Рассказывание
(с элементами творчества)
Под творческими рассказами понимают придуманные детьми истории с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую слове-
сную форму.
При обучении рассказыванию с элементами творчества решаются следующие задачи:
- развитие словесно-логиче-
ского мышления;
- формирование навыка осо-
знанного отражения в речи разнообразных (пространственных и временных) связей и отношений между предметами и явлениями;
- активизация знаний и представлений об окружающем;
- развитие умения ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материалах;
- развитие воссоздающего и творческого воображения.
Подобная работа проводится в основном на втором году обучения. Однако, начиная с третьей четверти первого года обучения, в такие занятия рекомендуется включать отдельные, доступные детям задания творческого характера: игры-инсценировки, составление пересказов с изменением действующих лиц и времени действия.
Для формирования у данных детей навыка составления самостоятельного рассказа проводятся следующие виды занятий:
- составление рассказа по аналогии;
- придумывание продолжения (окончания) незавершенного рассказа;
- составление сюжетного рассказа по набору игрушек;
- сочинение на заданную тему по нескольким опорным словам, предметным картинкам и др.
Обучение составлению рассказов по опорным словам целесообразно вначале проводить в сочетании с демонстрацией соответствующих картинок: мальчик - удочка - река; ребята - лес - ежик; мальчики - озеро - плот и др. Помимо предметных, могут использоваться и отдельные картинки с изображением пейзажа. Они выполняют функцию своеобразного картинного плана. Возникающие у детей при восприятии слов наглядные образы дополняются, уточняются конк ретными деталями, которые могут быть использованы при решении творческой задачи. Такую роль, например, может сыграть изображение реки на фоне лесного массива в серии картинок мальчик - удочка - река и т.д. Составлению рассказа предшествует называние предметов, изображенных на картинках, и их краткая характеристика (описание внешнего вида, деталей и др.). Затем детям предлагается тема рассказа, определяющая его возможную событийную основу: На рыбалке; Случай в лесу; Приключение на озере и т.д. Для облегчения выполнения задания применяется план-схема: Что было раньше? Что случилось потом? Чем закончилась история? Используется также краткий план из трех - четырех вопросов, к составлению которого привлекаются дети. Например: Что взял с собой мальчик на рыбалку? Кого он встретил на реке? Что произошло во время рыбалки? Что мальчик принес домой?
В структуру занятий включаются:
- беседа-обсуждение предложенной темы (активизация и уточнение имеющихся у детей представлений, связанных с темой рассказа);
- коллективное составление плана и графической схемы будущего рассказа;
- направляющие указания к составлению рассказов (дети должны определить место, время действия, основных персонажей);
- обсуждение и анализ дет-
ских рассказов;
- домашние задания (пересказать родителям составленный на занятии рассказ, придумать другие рассказы на ту же тему).
Приложения
Приложение 1
Примерное планирование занятий
по развитию связной речи детей
с амблиопией и косоглазием
Старшая группа
Сентябрь

  • Составление предложений по демонстрации действий (два занятия).
  • Октябрь
  • Составление предложений по демонстрации действий и объединение их в рассказ (два занятия).
  • Составление трехсловных предложений. Постановка вопроса к однофигурной картинке.
  • Составление трехсловных предложений.

Ноябрь

  • Составление предложений по картинке и вопросу.
  • Составление предложений по опорным словам и вопросу.
  • Составление предложений по вопросам.
  • Составление предложений по картинкам и объединение их в рассказ.

Декабрь

  • Составление рассказа по опорным картинкам «Зима».
  • Составление описательного рассказа «Одежда».
  • Составление рассказа по набору игрушек.
  • Составление рассказа по картине «Зимние забавы».

Январь

  • Обучение умению задавать вопросы.
  • Составление рассказа по демонстрации действий «Ждем гостей».

Февраль

  • Составление описательного рассказа «Наши помощники».
  • Составление рассказа по серии картин «Зернышко» с творческим заданием.
  • Пересказ рассказа по серии картин «Синичка» с творчеcким заданием.
  • Составление описательного рассказа о животном.

Март

  • Пересказ сказки «В гостях у Дедушки Мороза» с творческим заданием.
  • Составление рассказа по картине «Семья».
  • Пересказ рассказа по картине «Попугай Петруша».
  • Составление рассказа по серии картин «Весна наступила».

Апрель

  • Составление описательного рассказа «Ласточка».
  • Сравнение белого и бурого медведей по плану.
  • Пересказ рассказа по опорным сигналам «Наш двор».
  • Составление рассказа по картине «Весна».

Май

  • Обучение умению задавать вопросы.
  • Составление рассказа по серии картин «Муравьи».
  • Составление описательных рассказов-загадок.

Подготовительная к школе группа
Сентябрь

  • Составление описательного рассказа «Овощи - фрукты».
  • Составление рассказа по серии картин «Как хлеб на стол пришел».

Октябрь

  • Составление рассказа по опорным сигналам «Осень».
  • Пересказ рассказа «Спор деревьев».
  • Составление рассказа по серии картин «Кот и попугай».
  • Составление рассказа по опорным сигналам «Как животные готовятся к зиме».

Ноябрь

  • Составление описательного рассказа «Птицы».
  • Составление рассказа параллельной структуры «Улетают журавли». Составление рассказа по серии картинок и вопросам «Транспорт».
  • Пересказ рассказа по опорным сигналам «Вертолет».

Декабрь

  • Составление рассказа по серии картин «Здравствуй, зимушка-зима».
  • Составление описательного рассказа «Профессии».
  • Составление рассказа по картине «Как мы украшали елку».
  • Составление рассказа по картине «Зимние забавы».

Январь

  • Составление рассказа по опорным словам «Откуда стол пришел?».
  • Составление рассказа на тему из личного опыта «Как я ходил на елку».

Февраль

  • Творческое рассказывание (кляксография). Составление описательных рассказов.
  • Творческий пересказ по опорным картинкам рассказа «Проказы старухи зимы».
  • Пересказ рассказа «Собака-санитар».
  • Составление описательного рассказа «Заяц».

Март

  • Составление рассказа на тему из личного опыта «Масленица».
  • Творческое рассказывание сказки «В гостях у дедушки Мороза».
  • Составление рассказа по картине «Семья дома».
  • Творческое рассказывание. Придумывание сказки «Где мой домик?».

Апрель

  • Составление рассказа по серии картин с пропущенным сюжетом «Пингвин».
  • Составление рассказа по картине «Раненая собака».
  • Составление сравнительного рассказа-описания «Ель - сосна».
  • Творческое рассказывание рассказа «Смелая ласточка».

Май

  • Составление рассказа по опорным картинкам «Бабочка».
  • Составление рассказа по представлению «Праздник».

Список использованной
и рекомендуемой литературы
Волкова Л.С. Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у слепых и слабовидящих детей // Дефектология. 1982. № 5.
Воробьева В.К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи // Дефектология. 1990. № 4.
Воробьева В.К. Обучение первоначальному навыку связного высказывания младших школьников с моторной алалией // Дефектология. 1989. № 4.
Костючек Н.С. Развитие речи учащихся школ слепых: Метод. рек. / Сост. С.А. Покутнева. 1989.
Новичкова И.В. Коррекция недостатков развития речи у дошкольников с косоглазием и амблиопией: Дисс. канд. пед. наук. 1997.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей): ясли - сад - начальная школа. М., 1999.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск