Улгурян Е.А., учитель-логопед ДОУ № 2 «Солнышко», с. Чалтырь, Ростовская обл.
Здравствуйте, уважаемая редакция журнала «Логопед»!
Пишет Вам учитель-логопед ДОУ № 2 «Солнышко» с. Чалтырь Мясниковского р-на Ростовской обл. Булгурян Егисапет Амазасповна. Я очень обрадовалась, увидев рекламу Вашего журнала! Каждый номер жду с нетерпением.
Я работаю учителем-логопедом 10 лет, всегда стараюсь использовать новые интересные методики, игры, игровые моменты. У меня есть свои наработки в постановке и автоматизации звуков, поэтому решила поделиться опытом и участвовать в конкурсе.
Не секрет, что эмоциональная окраска занятий логопеда способствует эффективному усвоению материала. Под музыку дети пропевают звуки, слоги, чистоговорки, песенки. Ее мы подбираем вместе с музыкальным руководителем. Пропевание можно назвать экспресс-методом в автоматизации звукопроизношения.
Предлагаю Вашему вниманию мое комплексное занятие в старшей группе «А он все жужжит!», которое является частью моей программы «Обучение детей грамоте в старшей и подготовительной группах в условиях двуязычия».
ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ
Закрепить четкое произношение звука [ж] в изолированном виде, в словах, чистоговорках, в песенках.
Тренировать в образовании имен существительных с помо щью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Расширять знания о живой природе и воспитывать любовь к ней.
Продолжать учить приемам эмпатии через пластику движений.
Развивать музыкальный и фонематический слух.
Потребуются цветы для каждого ребенка; видеокассета «Жуки» из серии Национального географического общества; волшебная палочка.
* * *
Дети собираются в зале вокруг логопеда.
Логопед. Ребята, а вы хотите, чтобы произошло волшебство? Для этого нужно отгадать загадку.
Я живу - не тужу,
Все над ухом жужжу
И детишек бужу.
Дети. Жук.
Логопед. Правильно. Вот сейчас я взмахну волшебной палочкой, и мы превратимся в жуков. Раз, два, три - волшебство к нам приходи! Теперь мы все жуки. Вот это лесная поляна. Жуки очень любят цветы. Они пьют ароматный нектар и питаются цветочной пыльцой. Давайте покажем, как они нюхают цветы.
Дети вдыхают открытым ртом, выдыхают через рот.
А теперь подуем на цветы. Молодцы! Предлагаю поиграть в школу.
Ну, а вот звенит звонок,
Жуки сядут за урок.
Дети садятся на палас, скрестив ноги.
Начинается наш первый урок - грамота.
Скажите, пожалуйста, каких вы жуков знаете?
Дети. Жужелица, божья коровка, оленьи рожки, носорог, майский жук.
Логопед. А как поют жуки?
Дети. Ж-ж-ж.
Логопед. Покажите положение языка.
Дети делают язык «чашечкой».
А при этом голосок поет или спит?
Дети. Поет.
Логопед. Ребята, а какая буква похожа на жука? Повторяем стихотворение про эту букву.
Эта буква широка
И похожа на жука,
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук:
«Ж-ж-ж».
Давайте вспомним скороговорки, в которых слышится жужжащий звук.
Ель на ежика похожа,
Еж в иголках, елка тоже.
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе живот.
Желтый жирный жадный жук
Прятал денежки в сундук.
Подарил утятам ежик
Восемь кожаных сапожек.
А теперь поиграем в игру «изменялки». Слово нужно изменить так, чтобы слышался звук [ж]. Например: «флаг - флажочек».
друг - дружочек
рог - …
берег - …
утюг - …
снег - …
круг - …
Милые жуки, про вас режиссеры сняли фильм, давайте посмотрим отрывок.
Все смотрят видеокассету.
Что делали жуки?
Дети отвечают.
Вот и закончился первый урок, давайте отдохнем, устроим физкультминутку.
Дети вспоминают нужное стихотворение и выполняют соответствующие движения.
Жуки упали на спину и барахтаются.
Жуки-водомерки бегут по поверхности пруда.
Жучок-паучок плетет паутину.
Жуки летят над полянкой.
А теперь у нас урок музыки. Вначале нужно сделать распевочку.
Дети (используют гамму). Жу-жу-жу…
Логопед. Давайте пропоем скороговорки.
Дети
Жа-жа-жа - мы видели ежа.
Жи-жи-жи - у камней ежи.
Жу-жу-жу - молока дадим ежу.
Логопед. А теперь споем песню про жука.
Дети
Жу-жу-жу,
Жу-жу-жу,
Я на ветке сижу,
Букву «ж» всё твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
Логопед. Жуки нежные существа и чутко реагируют на изменения в природе. Представим себе, что дует сильный ветер, как поведут себя жуки?
Дети рассказывают и показывают.
Потом пошел дождь. Наступила ночь. Наступило утро и т.д. Ну вот и закончился урок музыки. А вы помните, чем мы занимались на уроке?
Дети отвечают.
Молодцы! А теперь я взмахну волшебной палочкой, и мы опять превратимся в людей. Давайте вернемся в группу.